Теоретические сведения
Это интересно
Упражнения
Контрольная работа
Тесты
|
Упражнения
- Списать. Подчеркнуть непонятные слова.
Деревни не видно, но я ее слышу теперь: сквозь загадочный рокот до меня прорываются собачий лай, крик петуха, шлепанье по доске пральников,
звонкие бабьи голоса. «Это бабы колотят на речке холсты»,— решаю я. (Ф. Каманин)
Словарик.
Рокот — гром, грохот, перекаты густых низких звуков.
Пральник — валек для стирки белья на речке.
Баба — замужняя женщина низших сословий.
- Прочитать текст. Изложить его письменно.
Владимир Иванович Даль родился в 1801 году в г. Луганске в семье врача. В тринадцать лет он поступил в Петербургский Морской корпус. По окончании
учебного заведения Даль служил в чине офицера на Черном, а потом на Балтийском морях. Выйдя в отставку по состоянию здоровья, он поступил в Дерптский
университет на медицинский факультет. Служба требовала от Даля частых и больших разъездов по Оренбургскому краю. Даль занимается собиранием материалов
по языку и народной словесности. Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь.
(По А. М. Бабкину)
- Прочитать строфу из стихотворения С. Есенина, записанную на доске. Найти диалектные слова.
Диалектные слова используются писателями, чтобы полнее раскрыть характеры героев, указать место действия.
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
- Найти по словарю В. И. Даля толкование слов.
«Дрочёна — ж., дрoчень; род сбитой с мукою и молоком яичницы; есть и икорная дрочёна, и картофельная на яйцах...».
«Дежа — ж., квашня, заторник, кадка, в которой квасят и месят тесто на хлебы».
«Печура и печурка — ж., заломчик, ямка в зеркале печи, где ставят, греют и сушат кой-что».
- Определить слова по толкованию его лексического значения.
На доске записаны слова: мичман, экипаж, фонтан, кильватер, ветеран, инженер, эскалатор.
- Старый опытный воин.
- Непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей в метро.
- Офицерский чин во флоте.
- След, остающийся на воде позади идущего судна.
- Струя жидкости, с силой бьющая вверх.
- Специалист с высшим техническим образованием.
- Команда, личный состав корабля, танка, самолета.
- Подобрать определения к следующим словам и указать, какая тема объединяет эти слова.
Баскетбол, волейболист, тренировка, кросс, голкипер, стадион, тренер.
- Выписать профессиональные слова-термины, относящиеся к музыке, литературе, медицине, театру.
Диагноз, миф, грипп, дуэт, полонез, опера, баллада, партер, гипербола, реанимация, занавес, бельэтаж, соната, режиссер, наркоз, былина, кантата,
спектакль, ария.
- Записать знакомые вам слова, которые используются в математике, биологии, географии, русском языке.
- Творческое задание.
Представьте, что вы художник. Расскажите о том, как вы будете создавать картину. Используйте следующие словосочетания.
Рисовать пейзаж; акварельные краски; несколько эскизов; цветовая гамма; палитра и кисти; наметить композицию будущей картины; яркий колорит; гуашь.
- Определить, к каким профессиям относятся слова. Записать их в колонки в соответствии с профессией, дополнить своими примерами.
Артиллерия, зарядка, снаряд, десант, разминки, батальон, рота, автоматчик, хоккей, тайм, патрон, прыгун, атлет, мелодия, соната, солист, опера, аккомпанемент.
- Выписать в одну колонку устаревшие слова, а в другую — знакомые, употребляющиеся сейчас слова.
Трактир, воевода, тополь, секундант, лошадь, дорога, сквер, урядник, жандарм, дворник, гувернёр, солдат, читатель,
лампада, подать, десятник, графство, капрал, чернила.
- Работа со словарем. Составить с устаревшими словами словосочетания. Объяснить лексическое значение записанных слов.
Алтын (старинная русская монета достоинством три копейки).
Верста (русская мера длины, равная 1,06 м).
Гувернёр (воспитатель детей в дворянских семьях).
Поручик (офицерский чин).
Коллежский асессор (гражданский чин в царской России).
Юнкер (в царской России воспитанник военного училища).
- С помощью словаря объяснить лексическое значение устаревших слов.
Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек вошел к смотрителю. Смотритель засуетился и
кинулся торопить ямщиков. У крыльца стоял кучер в ливрее и терпеливо ожидал хозяина.
(По А. Пушкину)
- Выборочное списывание. Записать слова-неологизмы.
Впервые в истории космовидения за тысячи километров передан репортаж с помощью передвижного телепередатчика. Лунное вещество получило название
лунита. Лодка оклеена стеклопластом. Завод начал выпускать новый кровельный материал – металлочерепицу. Большой популярностью пользуется зимний вид
спорта биатлон — зимнее двоеборье. Дельтапланеризм — увлекательнейший вид спорта.
- Исследовательская работа.
Перевести текст на русский язык. Сравнить слова-неологизмы в обоих языках — русском и украинском.
А що чекає на корабель у космосі? Адже його може закрутити з шаленою швидкістю. Отже, космонавт повинен навчитися легко переносити найрізноманітніші
оберти і вібрації. І кандидата в космічні мандрівки саджають в різні апарати — центрифуги, ротори, вібростенди, які імітують можливі космічні пригоди.
(П. Попович)
- Заменить заимствованные слова соответствующими синонимами, которые даны ниже.
Образец: небольшой газон — небольшой участок земли с посеянной травой.
Молодой портье, широкий плац, прекрасный сервис, новый декрет, научный эксперимент, привести аргументы, удобный бивак, опытный гид.
Синонимы: служащий гостиницы, лагерь, площадь, экскурсовод, опыт, обслуживание, указ, доказательство.
- Распределить записанные слова по разным отраслям. Придумать предложения с несколькими из этих слов.
Автомобиль, авиатор, актер, антракт, ангар, афиша, шасси, фара, карбюратор, балет, шоссе, альбом, эскиз, палитра, грим.
- Работа со словарем.
Найти и записать толкование приведенных заимствованных слов. Указать, из какого языка заимствовано слово.
Дельфинарий, дзюдо, кабинет, колье, маркетинг, мотель.
- Диктант-перевод с украинского.Подчеркнуть заимствованные слова.
А тепер осінні вже карнавали.
Переметнеться заєць навскоки — горить асфальт у нього під ногами.
Верба — мов чорний покруч ікебани.
А ритми мчать — як вершники у полі.
У Петербурзі, у Москві чекав новий тріумф Марію.
На Камчатці є велика долина, вкрита гейзерами.
Словарик.
Икебана (яп.) — искусство составления букетов.
Гейзер (исл.) — источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
Триумф — выдающийся, блестящий успех.
- Вставить слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. Что обозначают эти фразеологизмы?
Делить шкуру неубитого...; купить... в мешке; ...в мешке не утаишь; платить той же...; беречь как... ока; согнуть в... рог; толочь… в ступе; не в бровь,
а...; выйти... из воды; надуться как... на крупу.
Подсказка: мышь, кот, медведь, шило, бараний, сухой, вода, глаз, монета, зеница.
- Записать синонимы-фразеологизмы со следующими значениями:
«опытный человек», «темно», «до конца», «много», «наказывать».
(Дать нагоняй; с три короба; ни зги не видно; пруд пруди. от корки до корки; куры не клюют; разделать под орех; хоть глаз выколи;
стреляный воробей; тьма кромешная; намылить голову; непочатый край.)
- Записать фразеологизмы, найти в словаре толкование каждого фразеологизма.
За тридевять земель; зарубить на носу; дать слово; вертеться как белка в колесе; выводить на чистую воду; как снег на голову; валиться с ног; держать
язык за зубами, крутить носом; стричь под одну гребенку.
- Подобрать к русским фразеологическим оборотам соответствующие украинские и записать их.
Держать нос по ветру; до поры до времени; заваривать кашу; заколдованный круг; держать ушки на макушке; днем с огнем не найти; из кожи лезть;
голова идет кругом; кот наплакал; с открытой душой; волком смотреть; ждать у моря погоды.
Подсказка: із шкури лізти; вовком дивитися; тримати носа за вітром; поки віку; чекати коло моря погоди; зчинити колотнечу; зачароване коло;
оглядатися на задні колеса; і в день з свічкою не знайдеш; кіт наплакав; голова йде обертом; зі щирою душею.
Объяснить русские фразеологизмы, дать толкование их значений по словарю.
- К данным фразеологизмам записать антонимы-фразеологизмы. С тремя фразеологизмами (на выбор) составить предложения.
Коломенская верста; ни зги не видно; заваривать кашу; через час по чайной ложке; гладить по шерсти.
Подсказка: хоть иголки собирай; единым духом; расхлебывать кашу; от горшка два вершка; гладить против шерсти.
- Отгадать фразеологические загадки.
Ее бьют, если надо предотвратить опасность. (Тревогу.)
Их вешают, когда приходят в отчаяние. (Нос и голову.)
Она уходит в пятки, когда вы испытываете страх. (Душа.)
Ее ломают, когда усиленно над чем-то думают.(Голову.)
Их кладут на полку, когда нечего есть. (Зубы.)
|