Теоретические сведения
Это интересно
Упражнения
Контрольная работа
Тесты
|
Контрольная работа по теме «Лексикология» (тест)
Вариант 1
- Выберите правильный ответ.
Лексикология изучает:
а) лексическое значение слова;
б) правила произношения слова;
в) словарный состав языка.
Определите лексическое значение слов: праздный, невежливый. (3 б.)
- Найдите неправильное утверждение:
а) все заимствованные слова пишутся с удвоенной согласной;
б) слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими;
в) словарный запас языка непрерывно обогащается за счёт появлении новых слов. (1 б.)
- Укажите группу устаревших слов:
а) воин, фонтан, парикмахер;
б) приказчик, тарантас, ямщик;
в) шлягер, компьютер, вакансия.
Приведите два примера устаревших слов. (2 б.)
- Укажите группу слов, являющихся неологизмами:
а) ваятель, оно, вещать;
б) берёза, ветер, повесть;
в) супермаркет, хит-парад, космодром.
Приведите два примера неологизмов. (2 б.)
- Укажите, какой из предложенных синонимов является заимствованным:
а) надзор;
б) контроль;
в) инспекция.
Приведите два примера заимствованных слов. (2 б.)
- Укажите группу заимствованных слов, которые в русском языке пишутся с удвоенной согласной:
а) гри..., програ...а, те...итория;
б) о...ера, по...играфия, га...ерея;
в) сен...ация, эво...юция, лабо…атория.
Приведите два примера заимствованных слов, которые пишутся с удвоенной согласной. (2 б.)
Вариант 2
- Выберите правильный ответ.
То, что обозначает слово,— это его:
а) грамматическое значение;
б) лексическое значение;
в) правила произношения.
Определите лексическое значение слов: праздничный, невежественный. (3 б.)
- Найдите неправильное утверждение:
а) Основную часть словарного состава русского языка составляют исконно русские слова;
б) Слова, объединённые одной темой, образуют тематические группы;
в) О происхождении заимствованных слов можно узнать в орфографическом словаре. (1 б.)
- Укажите группу устаревших слов:
а) Компьютер, детектив, футбол;
б) Перст, отрок, брадобрей;
в) Восстание, солнце, юноша.
Приведите два примера устаревших слов. (2 б.)
- Укажите группу слов, являющихся неологизмами:
а) бард, сервис, маркетинг;
б) машина, школа, ученик;
в) поместье, купец, трактирщик.
Приведите два примера неологизмов. (2 б.)
- Укажите, какой из предложенных синонимов является заимствованным:
а) информация;
б) сведения;
в) сообщение.
Приведите два примера заимствованных слов. (2 б.)
- Укажите группу заимствованных слов, которые в русском языке пишутся с удвоенной согласной:
а) ку…ьминация, ма...штаб, ми...иатюра;
б) ко...екция, ко...едж, анте...а;
в) ко...идор, попу...ярность, привилегия.
Приведите два примера заимствованных слов, которые пишутся с удвоенной согласной. (2 б.)
Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология»
Разноуровневые задания.
- Записать пять-семь общеупотребительных слов.
- Выбрать из профессиональных слов те, которые используются в профессии музыканта.
Тренировка, соната, комета, опера, стадион, мелодия, ария, вокал, кларнет, атлет, романс, хоккей, ноктюрн.
- Дать толкование следующим фразеологическим оборотам.
Кот наплакал; сидеть сложа руки; положа руку на сердце; бросать слова на ветер; в рот воды набрать; на живую нитку; выйти сухим из воды.
- Записать рядом с заимствованным словом его лексическое значение. С тремя-четырьмя заимствованными словами составить предложения.
Бижутерия, эксперимент, дефицит, миксер, жетон, афиша, пилот, шоссе.
- Перевести предложения с украинского на русский язык. Определить, с деятельностью людей какой профессии связаны выделенные слова.
Простора майстерня нагадувала велику музейну кімнату. В ній висіли різні картини, етюди, портрети. Все це багатство він створив за багато років.
Все, що він побачив, схвилювало його, відбилося в пам’яті і тепер мало вилитися на полотно.
(За І. Цюпою)
- Списать текст, вместо точек вставить подходящие но смыслу слова.
Мы вызвали..., так как торопились на футбол. Матч нам понравился. На поле во время игры между командами... не возникали. ... отбивал мячи, и наша
любимая команда победила. Зрители провожали игроков... Представители... тоже присутствовали. Один из... взял... у тренера команды. Тренер рассказал
о заключении... с зарубежным клубом.
Такси, конфликт, пресса, интервью, репортер, аплодисменты, голкипер, контракт.
- Раскрыть значения фразеологизмов.
Бить баклуши; держать в ежовых рукавицах; задирать нос; толочь воду в ступе; стреляный воробей
- Списать текст, подчеркнуть устаревшие слова.
Бричка медленно катилась по широкому тракту. Ямщик подгонял лошадей, чтобы доставить господина в губернский город. Тот отстоял в пятиглавом соборе
обедню и теперь дремал. Его лакей поддерживал беседу с ямщиком. Ехать предстояло верст пять.
- Найти в словаре иностранных слов и записать толкование следующих слов:
аудитория, вестибюль, беллетристика.
- Подобрать синонимы к фразеологизмам:
сломя голову; кот наплакал; ни зги не видно; на край света.
С двумя фразеологизмами составить предложения.
|